КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖДУТ СИСТЕМУ ТАХОГРАФИИ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ?
Согласно данным официального портала проектов нормативных правовых актов, в ближайшем будущем нас ждут изменения системы тахографического контроля. Законодатели принялись активно продвигать концепцию создания автоматизированной информационной системы, которая будет содержать сведения о выпущенных тахографах; о транспортных средствах, подлежащих оснащению тахографами; о тахографах, установленных на транспортные средства; о нарушениях времени управления транспортным средством и отдыха от управления; и иных сведениях, предусмотренных законодательством РФ.
1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности по оснащению транспортных средств тахографами» (ID проекта 02/04/05-19/00091387).
В Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» планируется ввести определение мастерской. К деятельности мастерской относится: оснащение тахографами транспортных средств; ввод тахографа в эксплуатацию; техническое обслуживание, ремонт, вывод из эксплуатации тахографов.
Кроме того, деятельность мастерских будет подлежать лицензированию.
Планируется создать автоматизированную информационную систему, которая будет содержать:
— сведения о моделях тахографах, блоках СКЗИ тахографа и картах тахографа;
— сведения о каждом изготовленном тахографе, блоке СКЗИ тахографа, карте тахографа (поэкземплярный учет);
— сведения о мастерских;
— сведения о транспортных средствах оснащенных и (или) подлежащих оснащению тахографами;
— сведения о тахографах, установленных на транспортные средства;
— сведения о нарушениях водителями времени управления транспортным средством и отдыха от управления;
— сведения о нарушении скорости движения транспортного средства (при этом не понятно, что подразумевает законодатель: скоростной режим, установленный Правилами дорожного движения, или максимально допустимую скорость транспортного средства, внесенную в память тахографа при настройке);
— сведения о проведении предрейсового / предсменного контроля.
Согласно проекту, указанные сведения будут являться информацией ограниченного доступа. Часть содержащейся в информационной системе информации может быть отнесена Правительством РФ к общедоступной.
Таким образом, прогнозируется создание общедоступного источника информации, имеющего статус государственной информационной системы, который будет содержать перечень допущенных к эксплуатации на территории РФ моделей тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографа. Указанные сведения будут подлежать актуализации (включению, исключению) на основании соответствующего заключения по результатам исследований и испытаний.
Деятельность по выдаче карт тахографа будет производиться только организациями-изготовителями карт в порядке, определяемом Правительством РФ. Таким образом реализация карт тахографа будет осуществляться только непосредственно у производителя карт!
2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части обеспечения фиксации в автоматизированном режиме результатов проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств)» (ID проекта: 04/02/05-19/00081076).
Согласно указанному проекту, у перевозчика появится новая обязанность – передавать сведения о результатах предрейсового (предсменного) контроля технического состояния транспортных средств. Однако, если транспортное средство не подлежит оснащению тахографом или оснащено тахографом, который не имеют технической возможности передавать сведения в информационную систему, владельцы таких транспортных средств не передают сведения в информационную систему, а просто фиксируют их в путевых листах.
В информационную систему необходимо предоставить следующие сведения:
— сведения о транспортном средстве (марка, модель, год выпуска, VRN, VIN, номер кузова);
— ФИО лица, которое проводило предрейсовый (предсменный) контроль;
— ФИО водителя транспортного средства;
— координаты места. Где проводился предрейсовый (предсменный) контроль;
— показания одометра (пробег транспортного средства на момент проведения предрейсового контроля);
— результат технического контроля (при этом ни один нормативно-правовой акт не содержит рекомендаций о том, как необходимо оформить указанный пункт. Предположительно он будет звучать следующим образом: «ТС годно к эксплуатации»; «ТС допущено на маршрут», «неисправности не выявлены» и пр.).
Сведения в информационную систему будут передаваться в автоматическом режиме с использованием тахографа и карт тахографа. Из указанного положения следует, что должностное лицо, осуществляющее проверку технического состояния транспортного средства, должно иметь персонифицированную карту (т.к. сведения о нем передаются в информационную систему), при помощи которой в память тахографа будут вноситься сведения о предрейсовом контроле, которые затем будут направлены тахографом в информационную систему. Поскольку на настоящий момент существуют только 3 вида карт тахографа: карта водителя. Карта мастерской и карта предприятия, представляется обоснованным предположение, что после принятия рассматриваемого проекта появится необходимость в создании нового вида карт – карты контролера технического состояния транспортного средства.
Сведения, содержащиеся в информационной системе, подлежат передаче Ространснадзору РФ и ГИБДД РФ.
3. Также на портале размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств» (ID проекта: 02/07/03-19/00089185).
Указанное постановление вводит требования по обязательной проверке установки тахографа или контрольного устройства ЕСТР при проведении технического обслуживания транспортных средств категорий M2, N2, M3, N3. В рамках технического осмотра будет проверяться не только факт наличия на борту транспортного средства тахографа или контрольного устройства ЕСТР, но и их работоспособность, наличие в установленных местах пломб, соблюдение требований о своевременной метрологической поверке, своевременность проведения очередной процедуры настройки (калибровки), а также установленные в процессе нее коэффициенты, для контрольных устройств ЕСТР также будет осуществлена проверка наличия знака утверждения типа и калибровочной таблички с указанием постоянной тахографа и постоянной транспортного средства, величины эффективной окружности шин колес, а также дата ее измерения.
В связи с установление требований о проверке тахографа, в диагностическую карту также предложено внести соответствующие изменения. Так в диагностическую карту предложено внести сведения о тахографе (контрольном устройстве): марка, модель, серийный номер тахографа (контрольного устройства), дата проверки, дата очередной поверки.
А в процессе технического осмотра требуется убедиться в работоспособности тахографа.
Все перечисленные проекты направлены на создание единой информационной системы, которая будет консолидировать сведения об оснащении транспортных средств тахографами, анализировать указанные сведения и формировать сведения о нарушениях. Такая система позволит наиболее эффективно осуществлять контрольно-надзорные мероприятия и выявлять нарушения; сконцентрирует в себе весь необходимый объем информации, позволяющий не только контролирующим органам, но и перевозчикам выбрать правильный, соответствующий установленным требованиям тахограф. Помимо этого, информационная система будет выступать в качестве барьера, сдерживающего нарушения установленных требований.
Целями Проектов является борьба с мастерскими «однодневками», создание единой системы учета моделей тахографов, блоков СКЗИ и карт тахографа, создание единой методики проведения испытаний и экспертиз тахографов с целью внесения их в перечни моделей, а также урегулирование порядка их исключения из таких перечней. Постановление Правительства РФ об изменении правил технического осмотра направлено на усиление контроля за оснащением транспортных средств тахографами.