Стоимость звонка
согласно тарифов Вашего оператора

+7 (978) 940-40-45

Автобус без тахографа — это очень дорого!

Сколько «стоит» перевозка пассажиров без лицензии?

Положения о лицензировании пассажирских перевозок вступили в силу с 01 марта 2019 года. Переходный период для получения лицензии установлен до 29 июня 2019 года. А пока перевозчики оформляют лицензии или ищут новые способы как «обойти» закон, предлагаем ознакомиться с последствиями несоблюдения требований законодательства о лицензировании.

Ранее мы уже затрагивали вопрос об ответственности за несоблюдение лицензионных требований или осуществления деятельности без лицензии. В настоящем материале мы решили более подробно рассмотреть эту тему и выяснить как можно, если не избежать, то существенно снизить расходы перевозчика на оплату штрафов.

Напоминаем, что с 01 марта 2019 года лицензированию подлежат любые перевозки пассажиров автобусами, включая перевозки для собственных нужд.

1.      Что будет, если не получить лицензию в срок?

Согласно части 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.

Состав данного правонарушения образует осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.

В соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав указанного правонарушения образует деяние, выраженное в осуществлении лицензируемого вида деятельности без лицензии и без цели получения прибыли.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или услуг.

Таким образом для привлечения к ответственности за осуществление пассажирских перевозок автобусами без лицензии необходимо установить цель осуществления перевозки пассажиров: коммерческая перевозка или перевозка для собственных нужд.

Из положений части 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ-196) следует, что под коммерческими перевозками понимается осуществление перевозки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования; а под перевозкой для собственных нужд – осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перемещения лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами без заключения указанных договоров.

Насколько принципиален правильный выбор состава правонарушения? Во-первых, существенно разнится размер санкций:

Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии (ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ):

 

санкция

Коммерческая перевозка

ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ

Перевозка для собственных нужд

ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ

Повторная коммерческая перевозка без лицензии

ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ)

Предупреждение (для физ.лиц) нет Да Нет
Штраф физ.лица 50 000 руб. 500 – 1000 руб. 50 000 руб. с конфискацией ТС
Штраф должностные лица 50 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. 50 000 руб.
Дисквалификация нет 1 – 3 года Нет
Штраф ИП 100 000 руб. 30 000 – 40 000 руб. 100 000 руб. с конфискацией ТС
Приостановление деятельности ИП нет До 90 суток Нет
Штраф юр.лица 400 000 руб. 170 000 – 250 000 руб. 400 000 руб. с конфискацией ТС
Приостановление деятельности юр.лшица нет До 90 суток До 90 суток

 

Как видно из таблицы КоАП РФ установлен разный размер взыскания, что может послужить основанием для оспаривания квалификации правонарушения по одной из рассматриваемых статей. Для корректной квалификации правонарушения необходимо установить цель и условия осуществления перевозки.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) регулярные перевозки; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси.

Согласно части 1 статьи 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Пункт 29 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правила перевозки пассажиров) устанавливает требования об оборудовании транспортных средств, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, указателями маршрута регулярных перевозок.

Таким образом одним из признаков, по которому можно выявить транспортное средство, осуществляющее регулярную перевозку – это указание маршрута на лобовом и заднем стеклах транспортного средства, а также на его правом борту. Если указание на маршрут отсутствует, это дает основание полагать, что такая перевозка не является регулярной, но не свидетельствует об этом очевидно. Следует учитывать, что перевозка является регулярной при соблюдении одновременно следующих условий:

— следование такого транспортного средства по установленному маршруту,

— осуществление перевозки неограниченного круга лиц на равных условиях для соответствующей категории потребителей (на основании публичного договора).

Маршруты перевозок должны быть включены в соответствующие реестры (Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). По смыслу статьи 426 ГК РФ деятельность по осуществлению регулярных перевозок является предпринимательской или иной, приносящей доход деятельностью. Таким образом осуществление регулярных перевозок без лицензии будет квалифицироваться по статье 14.1.2. КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии).

Согласно статье 27 Устава перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом (статья 28 Устава). Пунктом 95 Правил перевозки пассажиров транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной». Таким образом признаками заказной перевозки пассажиров является наличие договора фрахтования, заключенного в письменной форме, а также отметка «Заказной» на автобусе. Договор фрахтования может быть заключен как в отношении ограниченного, так и в пользу неограниченного круга лиц. В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Устава при предоставления транспортного средства для перевозки по заказу неопределенного круга лиц, плата за проезд с таких лиц не взимается. Между тем указанное обстоятельство не свидетельствует о безвозмездности такой перевозки, т.к. такой договор фрахтования заключается на возмездной основе между перевозчиком и организатором перевозки (договор фрахтования – возмездный по своей правовой природе!).

В соответствии со статьей 87 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за платувсю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Таким образом заказные перевозки также осуществляются на основании возмездного договора, что, в свою очередь, свидетельствует о коммерческом характере деятельности. Таким образом осуществление заказных перевозок без лицензии необходимо квалифицировать по статье 14.1.2 КоАП РФ.

Отдельную категорию перевозок составляют перевозки, осуществляемые для собственных нужд. В силу части 2 статьи 20 ФЗ-196 перевозки для собственных нужд осуществляются без заключения договора перевозки или фрахтования. Между тем тут необходимо учитывать, что перевозки для собственных нужд не имеют своей целью и не порождают извлечение прибыли перевозчиком. Это главная, отличительная черта перевозок для собственных нужд. Из изложенного следует, что осуществление перевозок для собственных нужд нужно квалифицировать как перевозки, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. по статье 19.20 КоАП РФ.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что в современном правовом поле допускается осуществление следующих видов перевозок: коммерческие (регулярные и по заказам) и перевозки для собственных нужд (не связаны с извлечением прибыли). Для корректной квалификации правонарушения в первую очередь необходимо установить какие гражданско-правовые отношения сложились между пассажирами и перевозчиком. Если пассажиры являются сотрудниками перевозчика и их перевозка осуществляется на безвозмездной основе, то осуществление такой перевозки без лицензии необходимо рассматривать по правилам статьи 19.20 КоАП РФ. Если же между перевозчиком и пассажирами существуют возмездные отношения и (или) такие отношения возникли между перевозчиком и третьим лицом, выступающим стороной договора, выгодоприобретателями по которому являются пассажиры (например, договор перевозки сотрудников юридического лица или иных групп лиц), такие перевозки необходимо квалифицировать по статье 14.1.2 КоАП РФ. Аналогичная позиция содержится в судебной практике: как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 13 Постановления от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Отдельный вопрос касается осуществления перевозок некоммерческими организациями. В силу статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Между тем некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Иными словами, фактически осуществление перевозок некоммерческой организацией не свидетельствует об отсутствии цели извлечения прибыли в результате осуществления перевозки. Таким образом доводы в пользу квалификации нарушения по статье 19.20 КоАП РФ о том, что перевозчик является некоммерческой организацией, не будут являться определяющим. Для правильного разрешения дела необходимо выявить, в-первую очередь, цель перевозки и определить была ли она возмездной и направлена ли на извлечение прибыли.

Обращаем внимание, что существует позиция, согласно которой возмездность перевозки прямо не свидетельствует о наличии коммерческого интереса при ее осуществлении. Иными словами, даже если с пассажиров была взята плата за проезд, перевозчик может не иметь цели извлечения прибыли. Например, рассмотрим набирающие популярный сервисы агрегаторов перевозок, которые позиционируются как сервисы поиска попутчиков, а стоимость проезда устанавливается как «вклад в расходы по организации поездки».   Для организации автобусной перевозки в системе может зарегистрироваться профессиональный перевозчик или его агент. После подтверждения бронирования, сервис направляет пассажиру номер телефона организации-перевозчика или ее агента. Между тем сервис не является стороной договора перевозки и не выступает в качестве агента ни одной из сторон. Иными словами, агрегатор оказывает только услуги по поиску и предоставлению информации, не несет ответственность за корректность и полноту предоставленных сведений, за качество и объем исполнения сторонами принятых на себя обязательств и пр.

При этом пассажир фактически не взаимодействует заранее с перевозчиком, не может установить наличие лицензии, оценить репутацию перевозчика. Сервис ответственность за достоверность предоставленных сведений не несет.

Между тем, не понятно, как квалифицировать такие перевозки, т.к. плата за перевозку фактически с пассажиров взымается, но позиционируется как «вклад в расходы» то есть сумма, взимаемая за совместную Поездку и уплачиваемая Пассажиром в качестве его взноса в покрытие расходов на поездку. Фактически из указанной формулировки следует, что перевозчик не получает доход от своей деятельности, а просто солидарно с пассажирами участвует в оплате ГСМ и амортизации транспортного средства. Однако как уже отмечалось ранее, договор перевозки пассажиров всегда имеет возмездный характер. Таким образом, считаем оправданным отнесение пассажирских автобусных перевозок, оформляемых в том числе при помощи агрегаторов пассажирских перевозок, к коммерческим перевозкам.

2. Далее рассмотрим размеры ответственности при осуществлении перевозок с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией:

санкция Коммерческая перевозка

ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ

Перевозка для собственных нужд

ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ

Предупреждение Да Да
Штраф физ.лица Нет 300 – 500 руб.
Штраф должностные лица 20 000 руб. 15 000 – 25 000 руб.
Дисквалификация Нет Нет
Штраф ИП 20 000 руб. 5 000 – 10 000 руб.
Приостановление деятельности ИП Нет. Нет
Штраф ЮЛ 100 000 руб. 100 000 – 150 000 руб.
Приостановление деятельности ЮЛ нет нет

И размер ответственности за грубое нарушение лицензионных требований:

санкция Коммерческая перевозка

ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ

Перевозка для собственных нужд

ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ

Предупреждение Нет Нет
Штраф физ.лица Нет Нет
Штраф должностные лица 75 000 руб. 20 000 – 30 000 руб.
Дисквалификация Нет Нет
Штраф ИП 75 000 руб. 10 000 – 20 000 руб.
Приостановление деятельности ИП Нет До 90 суток
Штраф ЮЛ 200 000 руб. 150 000 – 250 000 руб.
Приостановление деятельности ЮЛ До 90 суток До 90 суток.

Понятие грубого нарушения можно найти в Положении о лицензировании — Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Обращаем внимание, что за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), к ответственности могут быть привлечены как юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также их должностные лица, но и физические лица. В соответствии с законодательством о лицензировании (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») лицензируемые виды деятельности вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Законодательство о безопасности дорожного движения не ограничивает право физических лиц эксплуатировать автобусы. Вместе с тем гражданское законодательство и законодательство о лицензировании запрещает физическим лицам без регистрации в качестве ИП осуществлять лицензируемые виды деятельности. Из совокупного толкования норм законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства о лицензировании следует, что физические лица не вправе осуществлять коммерческие перевозки. Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Дополнительно обращаем внимание, что выбор санкции по статье 14.1.2. КоАП РФ в отношении индивидуальных предпринимателей является неочевидным. В соответствии с Примечанием к указанной статье за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.1.2. КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Согласно части 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Между тем статья 14.1.2 КоАП РФ содержит отдельные санкции для ИП, которые отличны от санкций для юридических лиц. Остается вопрос: какими нормами будет руководствоваться контролирующий орган при применении статьи 14.1.2 КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1.2 КоАП РФ, правомочны составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (п. 44 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20 КоАП РФ, правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела указанных категорий рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

3. Уголовная ответственность за совершение лицензионных правонарушений установлена ст. 171 УК РФ. Уголовная ответственность наступает при причинении крупного ущерба либо извлечении дохода в крупном размере.

Согласно примечанию к статье 169 УК РФ, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 2 250 000 рублей, а особо крупным – 9 000 000 рублей.

При этом согласно Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с оказанием услуг, не отвечающими требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ) (например, осуществление перевозки пассажиров на автобусе, имеющем неисправности, при наличии которых его эксплуатация запрещена), содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статьи 171 и статьи 238 УК РФ.

4. В рамках проведения лицензионного контроля действие лицензии может быть приостановлено или прекращено, она может быть аннулирована в связи с нарушением лицензиатом лицензионных требований.

В рамках настоящего материала были рассмотрены основные варианты ответственности перевозчиков, связанные с осуществлением перевозок пассажиров автобусами. Из приведенных законоположений следует, что вопрос об ответственности за нарушение требований законодательства о лицензировании еще не проработан до конца, требует более детальной регламентации. В условиях действующего правового регулирования ответы на спорные вопросы сможет дать только правоприменительная практика, которая, как мы думаем, начнет формироваться в ближайшее время.

Сейчас рекомендуем перевозчикам внимательно ознакомиться с лицензионными требованиями и стараться как можно аккуратней их соблюдать. Пассажиров же призываем ответственно подходить к выбору компании-перевозчика при планировании поездки, а также внимательно следить за соблюдением требований законодательства о лицензировании и при необходимости информировать контролирующие органы о фактах его нарушения.

Всем участникам дорожного движения желаем удачи на дороге!

 

http://рустахоконтроль.рф/legislation/avtobus-bez-takhografa-eto-ochen-dorogo/

10.06.2019

Новости

Выдача ЭПТС ООО «Компания Глонасс-Крым»  занимается выдачей ЭПТС (Электронный Паспорт Транспортного Средства). Преимущества и необходимые документы по ссылке. Подробнее
Обновление АСМ ЭРА      С целью улучшения качества телеметрических данных в условиях недоступностисервисов спутниковой навигации GLONASS/GPS/Galileo в АСМ ЭРА реализованоиспользование данных о расположении ретрансляторов сетей мобильной связи дляприблизительного Подробнее

Отзывы

Клиенты