Власти подготовили план следующей реформы ТО до 2023 года
Техосмотр обновят с помощью цифровых сервисов
Правительство, выяснил “Ъ”, утвердило «дорожную карту» дальнейшего реформирования отрасли техосмотра в 2022–2023 годах. Владельцев транспортных средств, для которых сохранилась обязанность проходить техосмотр, ждут упрощенные правила проверки и новые тарифы, разработкой которых займется Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Полномочия по проверке операторов ТО передадут из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию, которая, как узнал “Ъ”, намерена сделать контроль за техосмотром «прозрачным и понятным» с помощью «цифровых сервисов». Операторы техосмотра призывают наложить мораторий на дальнейшие реформы в отрасли и отказаться от госрегулирования цен.
Сегодня регионы используют методику 2012 года — операторы ТО считают документ устаревшим. Так, средний тариф на услугу инструментальной диагностики (итогом становится получение диагностической карты) по стране составляет около 600 руб. за машину, что, жалуются участники рынка, не позволяет окупить оборудование и зарплату экспертов. ФАС еще в 2020 году пообещала разработать новую методику, но документ так и не появился. Часть регионов расценки пересматривают самостоятельно: с 1 января, например, в Волгоградской области для легковых авто стоимость услуги выросла с 499 до 515 руб., в Чувашии — с 430 до 557 руб. Марат Хуснуллин в рамках «дорожной карты» поручил ФАС не позднее 1 апреля представить в правительство доклад о планируемых изменениях в методику, которые должны вступить в силу до 30 мая 2022 года. Проект документа проходит внутриведомственное согласование, рассказали “Ъ” в пресс-службе ФАС, после чего будет представлен для общественного обсуждения. «Цель — обеспечить баланс интересов потребителей и операторов»,— заявили в службе.
Минтранс вместе с МВД до 1 февраля должны представить в правительство проект постановления об упрощении правил ТО. По данным “Ъ”, это уже сделано: в рамках этого документа из перечня обязательных процедур уберут проверки потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, а также наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. В Минтрансе их считают избыточными. Ведомство также должно будет пересмотреть и требования к операторам, внеся поправки в ведомственный приказ №232. Он уже менялся в 2021 году, теперь, судя по всему, рынок ждет еще одна порция смягчений. В Минтрансе “Ъ” разъяснений не предоставили.
Центральной частью реформы станет передача полномочий по аккредитации операторов ТО из РСА в Росаккредитацию.
Идея эта была высказана Банком России еще в 2020 году. В марте 2021 года сенатор Андрей Кутепов представлял соответствующий законопроект, но до рассмотрения он не дошел. Для страховщиков это «несвойственная функция», они с ней не справляются, говорилось в пояснительной записке про аккредитацию операторов. Позже идею поддержали и в Минэкономики. До 1 апреля Минэкономики, Минтранс, МВД и другие ведомства представят в правительство пакет поправок в законодательство, предполагаемый срок вступления в силу которых — март или сентябрь 2023 года. В июне 2021 года в Росаккредитации подсчитали, что для исполнения новых функций ведомству понадобится дополнительное финансирование в 250 млн руб. ежегодно. В самой Росаккредитации “Ъ” сказали, что законопроект уже разрабатывается, но деталей не раскрыли. Благодаря применению «цифровых решений» передача полномочий сделает контроль за ТО «прозрачным и понятным», подчеркивают в службе, а также позволит ввести «дополнительные удобные сервисы для бизнеса». В Минэкономики, отвечая на запрос “Ъ”, подтвердили, что Росаккредитации потребуются «соответствующие ресурсы», конкретные «параметры» которых еще уточняются.
В РСА (союз за аккредитацию одного оператора получает 49 тыс. руб.) «дорожную карту» не комментируют. Ситуация на рынке ТО сейчас сложная, говорит источник “Ъ” на страховом рынке. Операторы должны были до 1 февраля подтвердить РСА соответствие требованиям аккредитации (это предусмотрено еще прошлой реформой ТО), но сделать это удалось лишь 1–1,2 тыс. компаний из 5 тыс., остальные покинут рынок либо вынуждены будут проходить процесс аккредитации заново. Оставшиеся на рынке компании могут не справиться с нагрузкой даже с учетом необязательного ТО для большей части автопарка, опасается собеседник “Ъ”.
Инициатива забрать аккредитацию у РСА оправданна, считает руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае Иван Кекин (оператор ООО «Марс»), но есть риск, что «процедура допуска на рынок будет еще сложнее и дороже, и не факт, что эффективнее». Что касается тарифов, то, говорит эксперт, в условиях нового закона, когда для 85% машин ТО необязательно, госрегулирование цен не нужно. Его поддерживает и гендиректор некоммерческого партнерства «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков. В 2021 году, напоминает он, когда сначала власти собирались ужесточить правила, а потом внезапно решили сделать ТО добровольным, доверие бизнеса к государству было подорвано. Вернуть его можно только отказом от регулирования цен. «Сейчас единственный правильный выход — это мораторий на все реформы и построение сильной и стабильной системы на базе саморегулирования,— добавляет Иван Кекин.— Пусть профессионалы сами оценивают и контролируют процессы в отрасли».